Методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.
Мотивация и некоторые правила АВА
Есть несколько жестких правил. Самое главное. Всегда программа АВА идет сначала с имитации. Всегда. И пока эта имитация не будет на все 100, никто никуда не двигается. Т.е. если вы посадите аутичного ребенка и тут же начнете работать над речью после моей темы про матрицу, считайте, что уже проиграли. Поэтому тему про речь была только для тех, у кого дети идеально имитируют.
Правило второе. Нельзя начинать с уставшим ребенком.
Правило третье. Всегда любое занятие начинается с позитива. И любой паттерн начинается с того, что ребенок знает. Объясняю. Ваш ребенок любит конфеты. Дайте ему одну конфетку вначале занятия. Он любит щекотку. Пощекочите его и дайте ему немного посмеятся. Когда садитесь заниматься, первое задание должно быть то, которое он знает и выполнит на все 100. Если вы сели и сразу сказали: "Скажи А!", а ребенок до этого никогда не делал этого, то можно сразу закрыть тему. Потому что в следующий раз он вообще не станет с вами заниматься. Например, он отлично повторяет хлопок в ладоши из программы имитации. Хлопните и дайте ему хлопнуть, за что дайте поощрение или поощрите принятым способом. Ребенок будет настроен позитивно на дальнейшую работу.
Еще одно правило. Всегда на 80% тех заданий, что он выполняет, должно приходится 20% тех, которые ему трудны, за занятие. Это очень важное правило. У меня есть студентки, которые в ажиотаже тут же решают, что раз он так отлично все запоминает, то дадим ему и это, и это, и это. Ребенок быстро устает, теряет интерес и из-за излишней сложности отказывается работать. Поэтому вот такое распределение важно невероятно.
Мотивация.
Это самое главное. Самое-самое. Поощрений есть три вида: - пищевые (конфетки, изюм, кусочки печений, блинчиков, кукурузные палочки...) Все, что любит ребенок. С ними работаем только вначале программы. Обычно пищевые поощрения постепенно заменяются другими и через год исчезают как вид вообще.
- поощрение телесное (щекотать, подбрасывать, прижимать, гладить...) - поощрение словесное (обычная похвала). - поощрение чисто игровое (разными играми, физическими, ролевыми, настольными и компом) - поощрение игрово-видовое (тут поле деятельности). Например, Илья был в полном восторге, когда терапистка закатывала глаза и падала со стула. Или делала вид, что съест голову кукле. Или накрывала голову платком, а потом срывала и корчила смешную рожу. - поощрения социальные (помочь полить цветы, пожарить яичницу - это одно из наших любимых поощрений, например) - поощрение деятельное (вначале сенсорные - попересыпать, посмотреть через цветное стекло, повключать и повыключать свет... Потом, когда ребенок более развит -порисовать, поразукрышивать, почитать, спеть песню, решить кроссворд... У нас, например, было самое любимое - порезать полоски бумаги ножницами на мелкие кусочки и потом с криком "Снег!!" высыпать на голову себе и терапистке. Или нарисовать совершенно идиотскую фигуру человека и придумать, кто это). - поощрение физическое (попрыгать, побегать...) - поощрение коллективное (когда ребенок собирает карточки за каждое задание, например, и потом меняет 5 штук на одну конфету, например) - поощрение телеком (не советую) - поощрение паузой или отдыхом (не советую) - поощрения отдаленные (купить после занятия игрушку, сходить на любимую площадку...) Есть еще некоторые поощрения, которые не входят в никакие группы. Например, это сделать задание и показать маме в другой комнате, как поощрение.
Теперь как мотивировать.Все дети, как и люди, делятся на кинестетиков, визуалов и аудиалов. Поэтому, в зависимости от этого, дети и будут больше предпочитать то, что им нравится. Т.е., когда вы будете создавать список поощрений, увидите сразу, чему ребенок отдает предпочтение. Илья - классический визуал, как и 60% населения. Поэтому много было тех поощрений, где ему надо было смотреть. Хотя остальные тоже присутствовали, но в меньшей мере. Кинестетики больше любят физические игры, прикосновения, телесные поощрения. Аудиалы - похвалу, песни, стихи... Все аутики предпочитают поначалу много сенсорных поощрений. Но здесь есть один подводный камень. Нельзя давать как поощрение ребенку то, чем он может заниматься часами и на чем сильно зациклен. Мы так отсекли сразу пересыпание песка, например.
Теперь как работать. Вы составляете список поощрений. Потом постоянно он будет дополняться и расширяться. Не бойтесь включать и пробовать самые дурацкие и идиотские поощрения. Например, сделать вид, что едите ребенку ступни со страшным хрюканием. Или издаете очень смешной звук. Или прячетесь в шкаф и оттуда вываливаетесь. Или ползете быстро на четвереньках, как-будто от кого-то убегаете. Или танцуете самый идиотский танец, который можно придумать. У меня список только таких идиотских поощрений - 100 штук
Все поощрения делятся на три группы. Первые - самые простые, которые вы будете применять после каждого единичного правильного задания. Сюда относятся похвала, коллективные поощрения, пищевые, некоторые телесные... Вторые - те, которые вы применяете в промежутках между блоками. Сюда почти все покрупнее из всех групп. Третьи - через 30 минут - час занятия. Здесь большие игры, социальные, крупные деятельные...
Не бойтесь поначалу поощрять, но очень осторожны будьте с пищевыми, там нужна умеренность и аккуратность. И поощрение должно идти один раз. Т.е., если вы решили подбросить ребенка три раза, то на этом и заканчиваем, на требования не ведемся. А, тем более, не пытаемся дополнить еще каким-то другим поощрением. И ограничивайте поощрение по времени - оно не должно длиться намного дольше, чем задание или группа заданий перед ним. И не забывайте уходить от пищевых постепенно. Наша цель - игровые, социальные и те, которые развивают ребенка.
Я расскажу один свежий случай. Говорит мне одна мама, что ее ребенок (не аутик, ближе к СДВГ) совсем не любит заниматься и никак не может запомнить названия цифр. А я знаю, что он любит, когда его тискают и щекочут. И вот я начинаю его щекотать, потом тут же показываю картинку с цифрами и спрашиваю, какая это цифра. Он с удовольствием отвечает мне до 5, потом начинает путаться. Я снова щекочу, он хохочет и я показываю картинку с цифрой шесть, говорю : "шесть", потом с рядом цифр и называю вместе с ним цифры по порядку, включая шестерку. Снова тискаю, валю его, щекочу. Снова показываю шестерку, он уже тут же ее называет. И даю ему попрыгать на диване, прежде чем перейти дальше... Знаете, что забавно. Что мама посмотрела на нас, а потом сказала: "Ну разве это учеба? Это же он учит потому, что ему хочется, чтобы ты его пощекотала..." Это чистый стереотип, что надо усадить ребенка, дать ему цифры и он должен почему-то с упоением их выучить И вот АВА очень помогает от таких стереотипов избавиться
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]